Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников Православной Церкви, отмечаемый на сороковой день после Пасхи.
После Своего Воскресения Иисус Христос некоторое время пребывал с учениками, а затем взошел к Отцу Небесному. Об этом нам говорит и Священное Писание Нового Завета, и Символ веры: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа… возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца».
Писание утверждает, что Воскресший Христос пребывает теперь с Отцом Небесным в мире ином, говоря языком древних метафор, — «на небесах». Небо, высокое и недостижимое для человека, становится символическим местом обитания Бога. Но что это за небо и как Христос туда попал?
Нужно помнить, что небо — это условное указание на место пребывания Господа. Во времена Христа никто не считал, что Бог находится на физическом небе. Библейские «небеса» (др.-евр. шамаим) были символическим местом пребывания Бога; когда Христос заповедует молиться «Отче наш, Сущий на небесах», Он подразумевает скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к верхним слоям атмосферы.
Речь идет о некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром и которая с трудом поддается описанию. Этот понятие призвано подчеркнуть непохожесть мира, который лежит во зле (1 Ин 5:19), на мир Божественного присутствия, максимальную оторванность одного от другого. То, что Библия метафорически именует небом, мы могли бы назвать иным миром, или другим «измерением», или иной «реальностью».
Именно на это небо вознесся Христос. Господь, искупивший грехи мира страданиями и смертью, преобразивший человеческое естество в чуде Воскресения, в Вознесении вводит нашу природу в тайну любви Святой Троицы. Своей жизнью, начавшейся с рождения в Вифлеемской пещере и уже более не имеющей конца, Он убирает дистанцию между землей и небом, вызванную грехопадением, возвращает людям возможность непосредственного богообщения и открывает человеку путь на то самое небо, где Он — истинный Бог и истинный Человек — теперь постоянно пребывает. Это небо — Царство Небесное, которое достижимо уже при жизни, о чем свидетельствует опыт многих святых от древности до наших дней. Это небо — та самая реальность присутствия Бога, в которой жили первые люди и которая после Вознесения стала доступна всем нам.
Из всех евангелистов прямые образы полета, восхождения использует только Лука. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.
И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:50–51).
…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).
Сложно сказать, насколько рассказ евангелиста Луки соответствует исторической действительности. Осторожность в описании этого события у других новозаветных авторов наводит на мысль о том, что событие Вознесения было сокровенным и таинственным. При этом яркий образный рассказ евангелиста Луки заключает в себе множество богословских смыслов, приоткрывающих тайну нашего спасения.
Все евангелисты пишут, что после Воскресения Иисус Христос какое-то время пребывает с учениками в нашем мире, но продолжительность этого времени никто, кроме апостола Луки, не фиксирует. Евангелист Лука в книге Деяний пишет о сорокадневном периоде явлений Воскресшего Господа. Можно предположить, что число сорок здесь — условное, символическое.
Длительное пребывание Иисуса с учениками, а потом Его торжественное восхождение на Небеса становится богословским прологом к дивной истории жизни и роста христианской Церкви, и позволяет плавно перейти к основным темам книги Деяний: христологии, пневматологии, сотериологии, эсхатологии и миссиологии.
С точки зрения христологии (учения Церкви о Христе) торжественный уход Иисуса на Небеса подчеркивает Его Воцарение там. Со стороны пневматологии (учения Церкви о Святом Духе) подчеркивается, что Святой Дух придет только после Вознесения Христа, что служит переходом к событиям Пятидесятницы. В плане сотериологии (учения Церкви о спасении) акцентируется, что Иисус входит в Небесную славу через Страдания и дарует с Небесного Престола прощение и Святого Духа всем кающимся и верующим в Него. Эсхатологический смысл Вознесения (эсхатология — учение Церкви о конце времен) в том, что это событие закладывает фундамент для веры в возвращение Иисуса. Миссиология (учение Церкви о проповеди Благой Вести) говорит, что в день Вознесения апостолы получают заповедь проповедовать Распятого, Который теперь вознесен и пребывает в славе Божией.
Вознесение Христа — это уникальное событие, где соединились прославление преображенного человеческого тела, которое имел Воскресший Иисус Христос, предпосылки для дарования верующим Духа Святого, дарование спасения всем верующим во Христа и распространение Благой Вести по всей Вселенной. Эти смыслы Церковь вкладывает в празднование Вознесения Господня.
С Праздником Вознесения Господня!
По материалам православного журнала Фома