Сретение Господне – единственный праздник, в отношении статуса которого возможны различные мнения. Какой же это праздник: Господский или Богородичный? Если коротко, то ответ такой: по содержанию песнопений – Господский, по особенностям богослужения – Богородичный. Теперь об этом подробнее.
Главным признаком Господского двунадесятого праздника с точки зрения Устава является следующее: если праздник случится в воскресение, он отменяет воскресную службу. Однако Сретение Господне такой «силы» не имеет: при совпадении с воскресным днем он не только не отменяет воскресную службу, если случится в одно из воскресений предварительного периода Триоди, но даже не отменяет песнопения Октоиха в тех редких случаях, когда случится в воскресение до Триоди (ближайший такой случая – 2043 год). Следовательно, Сретение Господне не имеет существенного признака Господского двунадесятого праздника и потому относится литургистами к праздникам Богородичным.
Кроме этого, служба Сретения Господня не имеет еще ряда Господских особенностей: антифонов на литургии, великого прокимена на вечерне следующего дня, не отменяется «Блажен муж…» на бдении самого праздника, если он случится со вторника по субботу.
Однако если принять в расчет содержание песнопений праздника, то во многих из них Богородица даже не упоминается; в целом ряде других она просто упоминается предельно кратко (одним словом) как участница события, но каких-либо эпитетов в Её адрес нет. Показательно, что для канона праздника статистика такова: из 23 тропарей 11 вообще не содержат упоминания о Богородице, в 7 Она упоминается однократно и только в 5 есть обращения к Ней.
Следовательно, по содержанию песнопений праздник однозначно Господский (в конце концов, в песнопениях Рождества Христова Богородица также часто упоминается, но все равно по содержанию праздник остается Господским).
В свете приведенных рассуждений о статусе праздника вопрос о цвете используемого в этот день облачения также не может быть решен однозначно. Обычно на практике служат в голубом облачении исходя из того, что праздник по уставным особенностям Богородичный. Однако цвет облачения в большей степени должен быть связан с идейным содержанием праздника. А так как Сретение Господне в расширенном смысле является «отданием» Рождества Христова, то возникает альтернативный вариант цвета облачения: можно служить в белых одеждах, как и на праздник Рождества Христова.