Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляем с Праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
В основу праздника легло событие из византийской истории. Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.
Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.
Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.
Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».
И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.
Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».
Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе не обычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацин (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом VI Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.
В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей… Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».
Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрей, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.
Проповедь настоятеля храма протоиерея Павла Кудряшова:
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Событие, которое вошло в основу сегодняшнего праздника, произошло в 910 году во Влахернском храме Константинополя. По преданию сарацины начали осаждать этот город, и тогда весь православный народ вместе с патриархом и императором пришли во Влахернский храм для молитвы. Святым Андрею Христа ради юродивому и его ученику Епифанию, их духовному взору, было открыто, как Пресвятая Богородица на воздусе, окруженная сонмом святых, предстоит пред Престолом Божиим и молится за народ, находящийся во храме.
Долго молилась Царица Небесная, и по окончании своей молитвы Она сняла со Cвоей пречистой главы Покров, Омофорий, и простерла его над молящимися людьми в храме.
Это было видимым свидетельством любви Божией Матери, Её предстательства, Её ходатайства за христиан перед Господом и Спасителем.На Руси же праздник Покрова стал праздноваться с первой половины двенадцатого столетия, когда благоверный князь Андрей Боголюбский, который особенно почитал своего небесного покровителя, святого Андрея Христа ради юродиева, и из жития он знал об этом видении, уразумел, что это есть ни что иное как свидетельство о том, что Матерь Божия непрестанно молится за весь род человеческий и ходатайствует перед престолом Божиим.
Поистине, дорогие братья и сестры, праздник Покрова — это один из самых любимых праздников, потому что наше сердце не может не отозваться на ту любовь Божией Матери, которую Она ниспосылает нам через Свои святые образы. И каждый, кто с верой, благоговением и надеждой к Ней припадает и просит о чем-либо, он никогда не постыдится, ибо Пресвятая Богородица, как наша Небесная Матерь, всегда готова исполнить наши просьбы, потому что Она всегда пребывает с нами.
«Аз есть с вами до скончания века» (Мф.28:20). «Я буду с вами во все дни», — так сказала Она святым апостолам, когда явилась на третий день после Своего Преславного Успения. И Пресвятая Богородица пребывает с нами.
«Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице» — вот так, дорогие братья и сестры, такой молитвой мы исповедуем предстательство Царицы Небесной за нас перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Она — первая преемница божественных даров и первая раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милости у Неё в своих нуждах и обстояниях.
Поэтому, дорогие братья и сестры, всегда мы должны об этом с вами помнить. Конечно же, жизнь человека, она полна всяких скорбей и испытаний, но мы всегда должны помнить, что у нас есть небесная Матерь. И Она наша представительница и помощница. И всегда, кто к Ней обращается, он может обрести эту помощь и утешение.
Ведь Она больше всех в своей жизни испытала скорбей. Как и сказал Симеон Богоприимец: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35). Да, Она предстояла у Креста, когда Её Сын и Господь наш Иисус Христос умирал на Кресте.
Она испытала эти скорби, но и Господь вручил Ей, Её попечению, весь род человеческий, когда Он умирал на Кресте. Подозвав ученика Своего, любимого Иоанна Богослова, Он сказал: «се, Матерь твоя!» (Ин.19:27), а Ей же сказал: «Жено! се, сын Твой» (Ин.19:26). И Святая Церковь в этом видит поручительство Божьей Матери, Её попечению материнскому, всего рода человеческого.
И мы должны и радоваться, что имеем такую небесную Матерь и благоговейно обращаясь к Ней с молитвой и всегда благодарить Её за помощь и надеяться, и просить Её милости и утешения. А Пресвятая Богородица, согласно своему обещанию, будет всегда с нами и будет исполнять наши просьбы. Аминь.