В день памяти священномученика Вениамина Петроградского и иже с ним убиенных, 13 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе в сослужении архиереев.
Собору и директору ГМП «Исаакиевский собор» Юрию Мудрову правящий архиерей подарил иконы Успения Божией Матери. Ответным подарком стали икона равноапостольной княгини Ольги псковского письма и новая книга о митрополите Вениамине. Юрий Мудров подчеркнул, что последнее богослужение, за которым Патриарху Тихону сослужил митрополит Вениамин, было совершено именно в Исаакиевском соборе.
Руководитель «Общества ревнителей памяти сщмч.Вениамина (Петроградского)» Владимир Юрьевич Лыпарь преподнёс Его Высокопреосвященству владыке Варсонофию икону священномученика Вениамина.
Исаакиевскому собору были переданы частицы риз святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, 100-летие со дня блаженной кончины которого будет отмечаться в 2025 году. Реликвию преподнес алтарник храма святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице Дмитрий Павлович Беляев, внучатый племянник церковного историка и археолога Сергея Алексеевича Беляева (1936-2019), который по благословению Патриарха Алексия II руководил обретением мощей святителя Тихона в Донском монастыре в 1992 году.
Богослужение транслировал телеканал «Союз».
«Мы празднуем память митрополита Вениамина, а также священномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, пострадавших вместе с ним в этот день, — сказал владыка в проповеди. — Церковь отмечает сегодня память первых замученных по приговору безбожной власти. Владыка Вениамин был правящим архиереем Петроградской епархии. Ему пришлось столкнуться с тем, что такое богоборческая власть. Все духовенство тех лет было воспитано при царской власти, когда все были православными, были православные император и правительство. Ничто, казалось, не предвещало беды. Однако праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что революция назревает, и надо готовиться к испытанию. Владыка Вениамин родился в семье священника, был воспитан отцом в благочестии, уважении к ближнему. Он блестяще закончил Санкт-Петербургские духовную семинарию и академию, еще во время учебы проповедовал, просвещая народ, приобщая к вере и благочестивой жизни. На третьем курсе он принял монашество с именем Вениамин, был ректором нескольких семинарий, а потом стал епископом Гдовским — викарием Петроградской епархии».
«Владыке открылся обширный путь епископского служения, — продолжил архипастырь. — По благословению правящего архиерея он стал объезжать отдаленные приходы огромной епархии. Это сейчас мы ездим на машинах по хорошим дорогам, а в те времена передвигались на лошадях, да и дороги не везде были хорошие. Простой народ с радостью слушал владыку, он произносил прекрасные проповеди, часто участвовал в крестных ходах. Наступил февральский переворот, к власти пришло Временное правительство. В то время были объявлены выборы правящего архиерея, и был избран владыка Вениамин, потому что его любили и духовенство, и народ. Он стал митрополитом Петроградским, принимал участие в заседаниях Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором был избран Патриарх Тихон. Архипастырь был предан Предстоятелю, который приезжал в Петроград, они служили вместе, сохранились их общие фотографии. Но вскоре начались аресты. Был арестован Патриарх Тихон, а 1 июня 1922 года — владыка Вениамин. Его и еще 86 человек духовенства и мирян обвинили в антисоветской деятельности — якобы срыве выполнения постановления правительства об изъятии церковных ценностей. Это было не совсем так, но из Москвы пришла телеграмма — найти предлог для ареста митрополита. Обновленцы сыграли в этом процессе свою роль — правящий архиерей запретил их в служении, и они ему отомстили. Судебное заседание проходило в здании нынешней Филармонии. Владыка мужественно, спокойно, аргументированно отвечал на вопросы. Но суд был просто для протокола — решение уже приняли в Москве. Владыка и еще десять человек были приговорены к смертной казни. Большинству из них расстрел заменили на различные сроки заключения, а владыку и с ним трех человек расстреляли. С тех пор началось постепенное уничтожение Церкви. До войны Синод состоял из митрополита Сергия и четверых архиереев — остальные были расстреляны или находились в заключении. В каждой области оставалось по одному храму, практически Церковь была уничтожена».
«Господь прекратил это издевательство над Своей Церковью: после войны стали открываться храмы. Но Церкви был нанесен большой урон: множество храмов закрыли или уничтожили, частично приспособили под хозяйственные нужды. Святыни или попали в музеи, или совсем пропали. Милостью Божией продолжается возрождение Церкви, с властями у нас добрые отношения. Несмотря на то, что Исаакиевский собор — по-прежнему музей, по соглашению с администрацией в нем ежедневно утром и вечером совершаются службы, я служу здесь каждый месяц. Спасибо за это Юрию Витальевичу. Но мы не должны забывать, что хорошие времена рано или поздно кончаются. Настанет час, когда Господь будет нас испытывать. Чтобы выдержать испытания, мы должны быть активными. В чем заключается активность? Во внутренней жизни. Это смотрение за помыслами, сердцем, преображение души. Сильные внутри сильны и снаружи. А если будем «никакими» православными, то первые гонения, выступления атеистов — и появится много желающих рушить храмы. Лучше заранее готовиться к испытаниям. Ими Господь проверяет нашу веру. Важно следить за собой, не впадать в искушения. Если уж лукавый попутал — сразу идти на исповедь, выгнать непрошеного гостя, чтобы он не стал в нашей душе хозяином. С нами должен быть только Бог Своей благодатью. Мы просим владыку Вениамина помочь нам укрепить веру и принести ее следующим поколениям. Всеми возможными средствами нужно веру доносить до людей», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
По материалам Вода Живая