В марте Санкт-Петербург на несколько дней становится столицей российского образования: в нем вот уже в пятнадцатый раз проходит Петербургский международный образовательный форум.
27 марта 2025 года в Доме юриста, расположенном в исторической усадьбе Кельха, на площадке Санкт-Петербургского государственного университета прошла Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Российская цивилизация на фронтирах истории: прошлое, настоящее и будущее». Конференция собрала очно и онлайн более 300 участников.
Соорганизаторами мероприятия стали: Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и Ассоциация федеральных, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (Ассоциация ведущих университетов, АВУ). Конференция объединила научно-педагогических работников, представителей духовенства разных конфессий, сотрудников образовательных учреждений высшего, среднего профессионального, общего и дополнительного образования. Модератором заседания выступил директор Института теологии СПбГУ Д.В. Шмонин.

От Ассоциации ведущих университетов с приветствием к участникам конференции обратилась руководитель ее Секретариата, и.о. первого проректора по учебной работе СПбГУ М.Ю. Лаврикова. В приветствии, прозвучавшем от лица председателя АВУ ректора СПбГУ Н.М. Кропачева, была отмечена важность единства в понимании и взаимодействия в реализации практических задач двух объединений вузов — АВУ и НОТА — в сфере реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Заведующая кафедрой древних и новых языков Сретенской духовной академии профессор Л.И. Маршева посвятила свой доклад важности образования в жизни молодежи и формировании личности. Роль учителя в современной школе изменилась: учитель должен быть наставником, должен помочь ученикам находить информацию, уметь отличать достоверную от недостоверной, уметь критически мыслить. В этих условиях важно, с позиций каких ценностей человек подходит к восприятию информации. И воспитание молодых людей на духовно-нравственных ценностях – задача учителя.
С завершающим ключевым докладом, посвященным опыту и перспективам интеграции теологических знаний в основные и дполнительные образовательные программы, выступил профессор Д.В. Шмонин. Он отметил, что ряд духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, семья и др., формировались веками; они являются основой российского общества, нравственными ориентирами, передающимися от поколения к поколению. Докладчик подчеркнул, что именно религиозно-нравственная, теологическая компонента способна стать пронизывающим все социогуманитарное ядро началом, а также познакомил участников конференции с новыми образовательными программами по теологии, которые с 2025 учебного года уже введены в СПбГУ. Они дают студентам-теологам получить наряду с теологической, также и педагогическую квалификацию, а на уровне магистратуры также право профессиональной деятельности в сфере национальных и религиозных отношений.

О практических аспектах сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей через их включение в содержание гуманитарных и социальных дисциплин, – об этой непростой, но важной задаче говорили участники конференции, выступившие в ходе дискуссии: председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров, доктор педагогических наук В. О. Гусакова, докторант Казахского национального университета имени Аль-Фараби (г. Алматы) А.К. Жомартов, представитель Буддийской традиционной Сангхи России Ц. Замбалов, председатель учебно-методической комиссии по теологии СПбГУ В.А. Шорохов, заведующий кафедрой теологии и культуры ислама Института теологии СПбГУ Д.В. Овсянников, другие участники конференции в своих выступлениях отметили важность внимания к интеграции работы по содержанию социогуманитарного ядра, которая ведется в рамках различных поручений, нацеленных на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Участники конференции, выступившие в формате «открытого микрофона», представили свои предложения по сотрудничеству светских и духовных высших учебных заведений, взаимодействию научно-педагогического сообщества и духовенства в образовательном процессе, в том числе, в контексте межконфессиональном сотрудничестве. Были высказаны мысли о необходимости теологического образования учителей, чья ключевая роль в трансляции духовно-нравственных ценностей неоспорима. Учителя-предметники, преподаватели вузов, юристы, журналисты, филологи, представители духовенства, управленческие работники в сфере образования и воспитания содержательно обсудили духовно-нравственное наполнение социогуманитарного ядра современного образования и отметили перспективность курсов повышения квалификации, важность переподготовки по спектру теологических дисциплин, которое повысит готовность педагогических и научно-педагогических работников в сфере истории, культурологии, философии к реализации задач воспитания нового поколения россиян.