Благовещение Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников. Полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 

 

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня празднует Церковь 27 сентября. Это один из двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников церковного года. Его называют Господским,...

Рождество Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима...

Крестный ход в день памяти святого благоверного князя Александра Невского

12 сентября в Санкт-Петербурге после Божественной Литургии в Казанском соборе состоялся традиционный крестный ход в день памяти святого благоверного...

Крестный ход в день памяти святого князя Александра Невского

Дорогие братья и сестры! 12 сентября 2023 года в общегородской и церковный праздник – День перенесения мощей святого благоверного...

Торжественное награждение медалями «Почётный храмостроитель»

Под эгидой фонда «Созидающий мир» храмостроители из разных городов и стран встретились 30 августа на острове Коневец. Для участников...

Успение Божией Матери

Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир,...

Преображение Господне

История праздника. Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте...

Памятный день священномученика Вениамина Петроградского

К 150-летию со Дня рождения священномученика Вениамина митрополита Петроградского 13 августа в Исаакиевском соборе в 9.00 состоится Божественная литургия,...

Объявлен набор добровольцев для ремонта квартир нуждающихся мирных жителей в Мариуполе

Синодальный отдел по благотворительности Русской Православной Церкви объявил набор добровольцев для ремонта разрушенных квартир и небольших частных домов пострадавших...

День семьи, любви и верности

7 июля 2023 года в преддверии Дня семьи, любви и верности в Петроградском районе, в Ораниенбаумском сквере, состоялся праздничный...

Дарение частиц святых мощей ктитору нашего храма В.А.Заренкову от рода Беляевых

Сегодня, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, после Божественной Литургии ктитору нашего храма Вячеславу Адамовичу Заренкову от рода Беляевых был...

Молебен во славу русского оружия

Сегодня в нашем храме в неделю всех святых, в земле Русской просиявших, после Божественной Литургии был отслужен молебен во...