Благовещение Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников. Полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 

 

С Днём Святой Троицы!

С Днём рождения Церкви, дорогие братья и сестры! Праздник Святой Троицы или Пятидесятницу называют днем рождения Церкви. Именно через...

С Праздником Вознесения Господня!

Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников Православной Церкви, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. После Своего Воскресения Иисус...

Торжественный вечер к 5-летию освящения храма

6 июня в культурно-досуговом центре «Планета» Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского состоялось торжественное мероприятие к 5-летию освящения храма святой блаженной...

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Ксении Блаженной

В канун дня памяти прославления​ блаженной Ксении Петербургской,​ 5 июня,​ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ совершил Всенощное бдение в​ храме, посвященном святой,...

Поздравление с престольным праздником и 5-летием освящения храма

  Дорогие братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с праздником, с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской, днем прославления...

Всенощное бдение накануне престольного праздника возглавит владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Дорогие братья и сестры! 5 июня, в среду, в канун Престольного праздника нашего храма, в день памяти святой блаженной...

Паломническая поездка Воскресной школы

26 мая по благословению настоятеля храма протоиерея Павла Кудряшова состоялась паломническая поездка выпускников Воскресной школы нашего храма под руководством...

Воспитанники Воскресной школы приняли участие в епархиальном конкурсе чтецов «Пасхальное слово»

18 мая, в минувшую субботу, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре состоялся финал епархиального конкурса чтецов «Пасхальное Слово». В творческом соревновании...

Приходской Пасхальный праздник

B Неделю Антипасхи, 12 мая,​ после Божественной Литургии в холле нашего храма состоялся приходской праздник к Светлому Христову Воскресению....

Пасха Христова 2024

Празднованием Пасхи 5 мая завершаются Великий пост и Страстная седмица в 2024 году. Это переходящий праздник, его дата зависит...

Воспитанники Воскресной школы приняли участие в торжественном богослужении в Исаакиевском соборе

Воспитанники нашей Воскресной школы приняли участие в торжественном богослужении в Исаакиевском соборе на праздник Входа Господня в Иерусалим, которое...

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21). Весной...