Благовещение Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников. Полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 

 

Священник и прихожане нашего храма посетили День открытых дверей по теологии в СПбГУ

7 апреля клирик нашего храма иерей Вадим Петров вместе с прихожанами побывали в здании Двенадцати коллегий, где они приняли...

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы.  — В этом году двунадесятый праздник совпал с Неделей Крестопоклонной. В субботу вечером на Всенощном...

Таинство Елеосвящения (Соборование)

В нашем храме Соборование совершается Великим постом по четвергам и воскресным дням в 17.00 (4, 7, 11, 14, 18,...

Священник нашего храма выступил на международной конференции «Традиционные ценности и образы будущего»

22 февраля в СПбГУ состоялась научно-образовательная конференция «Традиционные ценности и образы будущего». Она открыла мероприятия стартовавшего Международного межрелигиозного молодежного форума,...

Сретение Господне

  15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне . В этот день...

Международный день православной молодёжи

18 февраля 2024 года в Исаакиевском соборе состоится Божественная литургия, которую возглавит митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Варсонофий. Начало...

Престольный праздник нашего храма

Сегодня, в День памяти святой блаженной Ксении Петербургской, в нашем храме была совершена праздничная Божественная Литургия. Настоятелю храма протоиерею...

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Ксении Петербургской

В канун дня памяти​ блаженной Ксении Петербургской, 5 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ совершил Всенощное бдение в нашем...

Общегородской молодежный молебен преподобным Кириллу и Марии Радонежским о даровании христианского супружества

31 января в 19:00 в Казанском кафедральном соборе (Казанская пл., д. 2) пройдет общегородской молодежный молебен преподобным Кириллу и...

5 февраля праздничное богослужение возглавит владыка митрополит Варсонофий

Дорогие братья и сестры! 5 февраля в канун Престольного праздника нашего храма, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской,...

К 80-летию со Дня полного снятия Блокады Ленинграда

Сегодня после Воскресной Литургии по благословению настоятеля храма протоиерея Павла Кудряшова состоялось памятное мероприятие, приуроченное к 80-летию полного снятия...

Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего...